Что такое отказное письмо по сертификации
Безопасность и качество продукции подтверждают в процессе сертификации, государственной регистрации или декларирования соответствия. На некоторые разновидности товаров оформлять разрешительную документацию не нужно. Достаточно получить отказное письмо (ОП).
Продавать товары без обязательных сертификатов или деклараций соответствия запрещено. Уклонение от приобретения разрешений влечет крупные штрафы.
Что такое отказное письмо и кому оно нужно
Разъяснительное или информационное письмо указывает на отсутствие требований в законе по обязательной оценке соответствия продукции.
Оформить документ требуется производителям и импортерам изделий, которые не подлежат сертификации или декларированию соответствия. ОП бывает нескольких видов:
- для торговли - могут запросить покупатели и заказчики изделий. Помогает в организации продажи на маркетплейсах и сетевых магазинах;
- для таможни - просят предоставить сотрудники таможенных служб при перемещении грузов через границу РФ и других стран ЕАЭС;
- от Роспотребнадзора - составляется экспертами данного ведомства и свидетельствует об отсутствии необходимости в проверке соблюдения Единых санитарно-гигиенических норм.
На какие товары нужно получать отказные письма
Чтобы узнать, какой разрешительный документ нужно заказать на выпускаемый или поставляемый товар, изучите требования:
- технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) - каждый техрегламент содержит перечень изделий, на которые он распространяется и формы подтверждения качества продукции;
- ПП РФ №2425 - включает списки товаров, подлежащих сертификации или декларированию соответствия национальным стандартам ГОСТ Р;
- ФЗ №123 - устанавливает объекты, которые проверяют на соответствие нормам пожарной безопасности. Изготовители и поставщики подконтрольных изделий должны приобретать пожарные сертификаты или декларации;
- РКТС №299 - объединило продукцию, на которую необходимо заказать свидетельство о государственной регистрации (СГР).
Если вашего товара нет в подконтрольных списках, значит оформлять разрешительный документ не нужно. Понадобится только отказное письмо.
Оно часто составляется на:
- сувениры;
- зеркала;
- блокноты;
- товары для домашних питомцев;
- канцтовары (кроме детских);
- календари;
- бижутерию и ювелирные украшения;
- и другие изделия.
Где получить ОП и сколько это стоит
Заказать информационное письмо можно в центре “АльфаГОСТ”. Мы подготовим документ в течение 1-2 рабочих дней.
Стоимость ОП зависит от количества товарных позиций, которые требуется в него включить. Минимальная стоимость оформления документа в нашем центре - от 3000 руб.
Что нужно для оформления отказного письма
Для составления ОП потребуется обратиться в центр сертификации “АльфаГОСТ” с пакетом документов, в который входят:
- заявка;
- копии ИНН, ОГРН;
- характеристики и сфера применения объекта проверки;
- коды ТН ВЭД товаров.
Как должно выглядеть отказное письмо
Документ разрабатывается на фирменном бланке аккредитованного органа (центра) и содержит следующие реквизиты:
- название органа (центра);
- номер и дата составления;
- список продукции с указанием кодов товарной номенклатуры;
- гарантия отсутствия требований по обязательной сертификации или декларированию соответствия;
- подпись эксперта и печать.
Сколько по времени действует документ
Разъяснительное письмо не имеет ограничений по сроку действия. Оно актуально до момента внесения поправок в действующие законодательные акты (техрегламенты ТС, ПП РФ №2425, РКТС №299, ФЗ №123).
Например, 01.09.2022 на смену ПП РФ №982 пришло ПП РФ №2425. Предпринимателям, ранее получившим отказные письма, пришлось переоформлять их из-за изменений в законодательстве.
Что будет, если не сделать ОП
Отказное письмо относится к категории необязательных документов.
Однако отсутствие официальных разъяснений может привести к негативным последствиям:
- задержке прохождения таможенных процедур - сотрудники таможни могут неверно идентифицировать груз и запросить разрешительную документацию (сертификаты или декларации соответствия, СГР). Наличие ОП облегчает и ускоряет прохождение границы в пунктах контроля;
- отказу сетевых магазинов от сотрудничества - сетевики и обычные розничные торговцы внимательно относятся к наличию обязательных разрешений. Отказ от оценки соответствия может привести к штрафам и проблемам с Роспотребнадзором. Поэтому они тщательно проверяют сопроводительную документацию и основания для отсутствия сертификатов на товар;
- блокировке карточки поставщика маркетплейса - запросить подтверждающий документ (сертификат, декларацию или отказное письмо) может покупатель онлайн-площадки в любой момент. Предпринимателю нужно его приобрести до выхода на маркетплейсы, иначе его могут признать нарушителем.
ОП помогает облегчить проверку надзорных органов, устранить недопонимания с заказчиками и увеличить товарооборот.
Главное об отказных письмах
Что следует запомнить об информационном письме:
- в него можно включить сразу несколько товарных позиций, которые удовлетворяют требованиям законодательства;
- документ является бессрочным;
- объектом проверки могут быть отечественные и импортные изделия;
- заявителем может выступать только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированный в России. На самозанятых и физических лиц письмо не выдается;
- для составления разъяснительной документации проводить лабораторные испытания образцов не нужно;
- заказать ОП можно в центре сертификации “АльфаГОСТ”.
За подробными консультациями обращайтесь по телефону 8 (800) 302-91-01 или напишите нам на электронную почту info@alfagost.ru.